В выпуске представлены 14 работ 8 авторов их коллекции Государственного краевого бюджетного учреждения кульутры «Пермская государственная художественная галерея». Огромной находкой для публикации выпуска стали рисунки Василия Журавлёва, выполненные в 1925 году после поездки  на Донбасс, живописная работа Алексея Нюренберга «В рельсопрокатном цехе. Сталино» созданная после посещения главного градообразующего завода  - Сталинского металлургического завода (1928 г.), серия акварельных работ «Донбасс. Горловка» Анны Самойловских, выполненных так же после посещения шахт в Горловке (1935 г.), офоррт Николая Павлова, на котором изображен один из первых футбольных матчей команды «Донбасс» (1936 г.),  гравюры Владимира Успенского и Адриана Каплуна на которых запечатлен аэродром в городе Макеевка и один из заводов Макеевки (1937 г.), графическая работа Федора Богородского, которая представляет все краски осени в Донбассе (1936 г.).

Выражаем благодарность директору Государственного краевого бюджетного учреждения кульутры «Пермская государственная художественная галерея» Юлии Тавризян, главному хранителю Ирине Николаевой.

Самойловских Анна Ивановна (1901 г. Кунгур Пермской губернии1987 г. Москва)

Живописец, график. Родилась в семье сапожника. Училась в изостудии в г. Кунгуре (1921 г.) у Г. А. Мелентьева, в Казанском архитектурно-художественном техникуме (1922-1926 гг.) у П. А. Бенькова, А. Г. Платунова, К. К. Чеботарева, во ВХУТЕИНе в г. Москве (1926-1930 гг.) у Н. Н. Купреянова, А. А. Дейнеки, В. А. Фаворского, Д. С. Моора, Л. А. Бруни. Участник выставок (с 1925 г.). Член и экспонент объединения «Октябрь» (1929 г.)

 С энтузиазмом работала над индустриальной тематикой, переживала вместе с рабочими все этапы грандиозного строительства, изучала производственный процесс. Пафос времени ярко выражен в монументальных, выразительных листах из серий «Строительство Кузнецкстроя», «Кузнецкстрой. Гурьевский завод». Мастерски сочетала акварель, тушь, графитный карандаш. Совершила ряд творческих поездок в: Среднюю Азию (г. Бухара, г. Самарканд) (1929-1931 гг.), Сибирь - Кузнецстрой (1931-1933 гг.), куда была направлена по путевке Наркомпроса, на Донбасс (г. Горловка)  - обратилась к теме труда шахтеров, (1935-1936 гг.), Закавказье (1938-1940 гг.), на Камскую ГЭС (1953 г.), Дагестан, Краснодарский край, Дом творчества «Горячий ключ» (1958 г.), по Уралу (1965 г.), в г. Казань (1966 г.), в Дом творчества «Сенеж», в Тарусу (1970-е гг.). Созданы серии графических работ, которые демонстрировались на многочисленных выставках. Художник часто выезжала в г. Кунгур, в течение многих лет работала над серией «Город Кунгур – моя родина». С большой любовью к родным, знакомым с детства местам написаны акварели «Река Сылва», «Кунгур в часы заката», «Ледяная пещера».

Анна Самойловских «В ночную смену» из цикла «Донбасс. Горловка» бумага, акварель, гуашь 61х55,7

Анна Самойловских «Горловка. Ждут подъема на-гора» из цикла «Донбасс. Горловка» 1935 г., бумага, акварель, белила 43.5х62,5

Анна Самойловских «Горловка. Перед спуском в шахту» из цикла «Донбасс. Горловка 1935 г., бумага, акварель, гуашь 43,7х64

Анна Самойловских «Горловка. У террикона из цикла «Донбасс. Горловка» 1935 г., бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш 43,6х64

Каплун Адриан Владимирович (1887 г. Пермь - 1974 г. Ленинград)

График, живописец. офортист, литограф, художник книги. Учился в Пермском техническом училище (1904–1905), Центральном Строгановском училище технического рисования в Москве (1905–1906), Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1906–1912) у В. В. Матэ, В. Е. Савинского, П. С. Панова.

Работал во многих гравюрных техниках: офорта, ксилографии, линогравюры, монотипии, литографии. В 1920-х работал в графической лаборатории-мастерской ЛОССХа. Выпустил альбомы автолитографий «Грузия» и «Крым» в 1928 году. Работал над альбомом литографий «Кавказ времен М. Ю. Лермонтова» к 100-летию со дня смерти поэта (1941). Занимался книжной иллюстрацией. С 1909 сотрудничал в различных петербургских издательствах. В 1926–1937 работал художественным редактором Изогиза.

Принимал активное участие во многих выставках в Советском Союзе и за рубежом, среди которых: «Гравюра СССР за 10 лет» в Москве (1927), «Графическое искусство СССР. 1917–1927», «Русская ксилография за 10 лет» в Ленинграде (1927), выставке произведений графики ленинградских художников в Перми (1929), юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде (1932) и Москве (1934), Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине (1922), передвижной выставке русского искусства по США и Канаде (1924–1925), выставках советского искусства в Винтертуре (1929) и Кенигсберге (1932), выставке советской графики, плаката, детской и художественной книги и фото в Чикаго (1932–1933).

В 1944 после освобождения Петергофа создал серию рисунков и акварелей, изображающих разрушенные архитектурные памятники города. Выполнил серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду, Петергофу (1945).

Персональные выставки художника прошли в Бухаре, Самарканде, Ленинграде, Киеве, Праге и других городах.

Адриан Каплун  «Макеевка. Кировский завод» 1936 г., бумага, литография тонированная, 44х56

НЮРЕНБЕРГ Алексей Маркович (1887 г. Елисаветград Херсонской губернии -1979 г. Москва) Живописец, график.

Родился в семье архитектора. В 1904–1910 учился в Одесском художественном училище у К. К. Костанди. В 1911–1912 жил в Париже, где занимался в частных академиях. Некоторое время снимал мастерскую вместе с М. З. Шагалом. В 1910 начал участвовать в выставках Товарищества южнорусских художников. С 1918 — член Товарищества независимых художников. В 1922 вступил в Новое общество живописцев («НОЖ»), в 1925 — в объединение «Московские живописцы». В 1926–1929 был членом АХРР (АХР).

С 1918 руководил частной студией «Свободная мастерская» в Одессе. В 1919 назначен на должность заведующего Отдела искусств губкомиссии музеев в Одессе, занимался сбором художественных произведений из особняков и усадеб эмигрировавших после революции прежних владельцев. В 1920 переехал в Москву. Работал в «Окнах РОСТа» под руководством В. В. Маяковского. С 1922 читал лекции по современному и западному искусству во ВХУТЕМАСе.

В 1930-х выполнял обязанности художника в Музее революции, писал портреты вождей на заказ. Параллельно создавал графические и живописные пейзажи, портреты, натюрморты.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, где создал цикл пейзажных и жанровых зарисовок.

А.Нюренберг принадлежит к числу наиболее заметных представителей художественной жизни 1920-х — 1940-х., о чем говорят его работы, воспоминания современников и мемуары самого художника.

Творчество Нюренберга представлено во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее Востока, Государственном музее В. В. Маяковского, Пермской государственной художественной галерее и других.

Алексей Нюренберг «В рельсопрокатном цехе. Сталино» 1928 г., картон, масло, 44х62

ЖУРАВЛЁВ Василий Васильевич (1881 г. Кунгур Пермской губернии - 1967 г. Москва)

Живописец, график, искусствовед, художественный критик

Окончил городское училище в Кунгуре Василий получил стипендию от города на продолжение образования. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1899–1908) на живописно-декоративном отделении у С. В. Иванова, К. А. Коровина, К. К. Первухина, С. В. Ноаковского, Ф. О. Шехтеля, И. В. Жолтовского. Окончил со званием «художник промышленности». Одновременно работал рисовальщиком на обойных фабриках. В 1905 участвовал в вооруженных восстаниях в Москве. В 1908 поступил в МУЖВЗ, в 1909 за активную революционную деятельность был арестован и до 1911 находился в тюрьме, затем выслан в Кунгур.

Вернувшись в Москву, много преподавал и занимался творчеством. Писал тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты; создал ряд работ на темы революции 1905 и 1917 годов, Гражданской войны. В 1925 побывал в творческой командировке в Донбассе («Горловская шахта» 1925 г., триптих; «Мадонна Донбасса» 1925г., «Расстрел 118-ти. Ясиновский рудник в Донбассе 29 декабря 1917 года» 1929 г., «Освобождение Донбасса» 1933 г., «Донбасский натюрморт» и «Штергрэс»  1937г.)

В 1926–1931 был заведующим художественной частью Музея Революции в Москве. Писал статьи для журналов «Искусство в массы», «Искусство», «Юный художник», рецензировал книги по искусству. Один из членов-учредителей и постоянный экспонент АХРР — АХР (1922–1932). Член МОССХ — МССХ (с 1932, в 1944–1945 — член Правления).

С 1922 постоянный участник выставок в Москве, Ленинграле, Киеве, Харькове, так и международных выставок и выставок советского искусства за рубежом (Китай, Япония, Германия, Италия, США).  В 1956 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном литературном музее, Государственном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Пермской государственно художественной галерее.

Василий Журавлев «Освобождение Донбасса» эскиз к картине «Освобождение Донбасса» 1935 г., бумага, акварель, белила, 53,5х109

Василий Журавлев «Шахтерка-мать этюд к картине Мадонна Донбасса» 1925 г., бумага, сепия, кисть, 37х25,7

БОГОРОДСКИЙ Федор Семенович (1895, Нижний Новгород — 1959, Москва)

Живописец, график; художник театра, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946), член-корреспондент АХ СССР (1947).

Родился в Нижнем Новгороде в семье адвоката, учился в губернской мужской гимназии. С 12 лет обучался рисунку — сначала у местных художников В. А. Ликина и в частной студии Л. М. Диаманта. В 1914 году, закончив гимназию, уезжает в Москву. Учился на юридическом факультете Московского университета (окончил в 1917) и занимался в студии М. В. Леблана (1914–1916). Увлекся футуризмом, дружил с Велимиром Хлебниковым, Николаем Асеевым и Владимир Маяковским. В 1916 году оказался на военной службе — сначала как балтийский матрос, потом как летчик. В 1919 году был назначен комиссаром матросского отряда Донской и Волжско-Каспийской военных флотилий. Сражался на Волге, под Царицыном. После контузии в 1920 его направили в Нижний Новгород возглавить Художественный отдел.

В 1922 году переехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую Абрама Архипова (1922−1924). Защитил диплом в 1927 во Вхутеине, получив право на пенсионерскую поездку за границу (посетитл Италию и Германию).

Участник выставок с 1916. Член художественных объединений "Бытие" (1922), "Жар-Цвет" (1925). Член АХРР (Ассоциации Художников Революционной России). В 1931—1937 часто бывал на Черноморском флоте, вдохновляясь бытом и натурой. Профессор (с 1939), заведующий кафедрой живописи и рисунка ВГИК (1938–1959). Первый Председатель Правления МОССХ (1955—1958).

Федор Богородский «Осень в Донбассе» 1936 г., бумага верже, акварель 44х61,8

Пётр Николаевич Староносов родился в Москве.

Русский советский художник-гравёр, работавший в технике ксилографии и линогравюры.

Профессионального образования не получил окончил Московское Мещанское училище. Молодой человек учился рисовать сам — копировал картины мастеров, ходил на воскресные курсы рисования. В 16 лет он принял участие в выставке «Независимых художников» (1909). Тогда же начал сотрудничать с несколькими журналами. Сначала рисовал для «Осы» (1909), затем для «Будильника» (1911), где редакцией заведовал Д.С.Моор. Его-то и считал Староносов своим единственным «руководителем по рисунку».

В 1915 году художника мобилизовали на военную службу. В Волынской губернии на австрийском фронте был серьезно ранен. Вернувшись домой, решил уехать на Урал.  В течение нескольких лет Староносов пешком путешествовал по Сибири; дошёл до Енисея. Жил в Красноярске, где подрабатывал и в «мастерской щёток и кистей», и декоратором, и преподавателем рисования в техникуме путей сообщения, и плакатистом в губвоенкомате. Там же, в Сибири, Староносов познакомился с венгерским художником из военнопленных, который научил его технике гравюры.

Он сотрудничал с журналами «Смена» (с 1926), «Пионер» (с 1927), «Всемирный следопыт» (с 1929) «Вокруг света» (с 1929).

Примерно в то же время он обратился к детской книге. В числе его первых иллюстрированных  книг были: «Чердачный чёрт» Н.Богданова (1927), «Человек-песня» (1928), «Обузданный ветер» (1928), «Турмалин камень» (1929) А.Кожевникова.

Занимался Староносов и станковой графикой. Его «Северный пейзаж» (1937) был напечатан небывалым по тем временам тиражом — пять тысяч экземпляров. Кроме того, он писал книги о технике литографии, вёл активную переписку с молодыми художниками, работавшими в этой технике, давал им советы, внимательно следил за их успехами.

Помимо иллюстрирования рассказов и сказок, Староносов пробовал работать и в политической книге. В 1930 году он оформил сборник «Законы юных пионеров» и отрывок из «Записок революционера» П.А.Кропоткина «Крепость и побег».

По доносу художник был осужден и отправлен в ссылку в Казахстан. После освобождения Петр Николаевич вернулся в Москву, где и умер в 1942 году.

Петр Староносов «И.В.Сталин рассказывает В.И.Ленину о плане похода через Донбасс на Деникина 1935., бумага» линогравюра, 27,5х18

Павлов Николай Александрович (1899 г. Саратов – 1968 г. Ленинград)
Рисовальщик, гравер, театральный художник, педагог. 
Учился в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, в Государственных свободных художественных мастерских у художника П.С. Уткина. В начале 1920-х переехал в Петроград и поступил во ВХУТЕМАС, занимался на полиграфическом факультете у Е.С. Кругликовой, Д.И. Митрохина и В.М. Конашевича. 
Активная выставочная деятельность началась с 1928 года. В 1933-1941 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ. Во время Великой Отечественной войны находился в художественной бригаде, выезжавшей на Калининский фронт. Вместе с другими художниками много и активно работал в осажденном Ленинграде: бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота. Им созданы портреты героев-летчиков, моряков, участвовавших в обороне города. После окончания войнв с 1945 по 1951 преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Работал в различных печатных техниках. 
Николай Павлов «Футбольный матч. Донбасс» 1936 г., бумага, офорт, 49х71,8
 

Успенский Владимир Александрович (1892 г. Санкт-Петербург – 1956 г. Ленинград)

Художник-график, живописец, педагог. Член Ленинградского сююза художников с 1941 года.

С 1913 года учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, затем Всероссийской Академии Художеств. Обучение проходило на графическом факультете, где преподавателями были В.М. Конашевич, Е.С. Кругликова. По завершению учебы присвоено звание художника-графика В совершенстве владел различными печатными техниками - офорт, линогравюра, автолитография.

Жил в Феодосии в 1920-е годы, был дружен с К. Богаевским и М. Волошиным. В 1930-е гг. работал в Кабинете графики при НИИ Всероссийской Академии художеств в должности доцента. Член Ленинградского Союза советских художников (1941). Кандидат искусствоведения (1956). Скончался Владимир Александрович в 1956 году (г. Ленинград). Работы художника находятся в Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, Вологодской областной картинной галерее, Выборгском объединенном музее-заповеднике, Пермской государственной картинной галерее.

 

 
Владимир Успенский «Индустриальный Донбасс» 1937., бумага, литография, 64х44
Владимир Успенский «Катание стахановцев на самолетах на Макеевском аэродроме. Донбасс» 1937., бумага, автолитография цветная, 46,5х61
 
Автор не известен. Плакат «Донецкий уголь должен быть наш!» 1920 г. бумага, литография, цветная литография, литография на фанере 107х70