В выпуске № 18  авторского проекта Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев» представляем вашему вниманию 12 работ двенадцати авторов из коллекции ФГБУК Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» созданные в период с  1933 по 1990 годы. Среди авторов: защитник обороны Ленинграда  погибший на фронте Иван Тарнягин; участник освободительной операции на Донбассе, заслуженный художник России Виктор Куколь; уроженец Мариуполя Леонид Семейко;  легендарный выпускник    Московского училища живописи Иван Антропов; украинский живописец-пейзажист Николай Глущенко; участник творческого коллектива «Кукрыниксы», лауреат пяти Сталинских и Государственной премии СССР Михаил Куприянов; народный художник РСФСР Василий Мешков; один из первых хранителей отдела новейшей русской живописи Государственной Третьяковской галереи в советское время Виктор Мидлер; монументалист, сценограф, заслуженный художник РСФСР Александр Пантелеев, портретист Николай Кочетков.

Представленные работы, а среди них величественный завод «Азовсталь» в  Мариуполе и баркасы на Азовском море, рабочие цехов мартеновского завода и шахтеры на проходной шахтоуправлений Донецка и Артемовска, портреты шахтеров – передовиков и ветеранов Великой Отечественной войны, участвовавших в освобождении шахтерского края, еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

Выражаем благодарность директору ФГБУК Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Галактионовой Ольге Николаевне, а так же хранителю художественной коллекции и главному хранителю Гагиевой  Наталье Абасовне за сотрудничество и содействие в подготовке материала. Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

Николай Петрович ГЛУЩЕНКО (1901, г. Новомосковск Екатеринославской губернии — 1977, г. Киев)

Украинский живописец, непревзойденный пейзажист (автор более 10 тысяч живописных полотен), советский разведчик. 

Серьезно увлекся рисованием будущий художник в Коммерческом училище. Его пленили полотна Репина, Васильковского, других известных мастеров кисти.  Вскоре Глущенко по мобилизации зачислили в Добровольческую армию Деникина. Через некоторое время с остатками белогвардейских частей он оказался на территории Польши, затем Германии. В 1920-24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств.

В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, В. Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др. Оформил советский павильон Лионской ярмарки.

К началу 1930-х годов творческий облик Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения.

В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев. Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Более тридцати лет искусство Глущенко было непосредственно связано с Украиной. Чарующая красота родной земли, труд людей были постоянным и мощным источником его вдохновения.

Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях.

Глущенко Николай «Мартеновский цех»  1939 г., холст, масло 210,5 х 187,3

 

Виктор Саввич КУКОЛЬ (1936, г. Москва). Советский художник - живописец, заслуженный художник РФ

В 1956-1961 гг. учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, у М.В.Добросердова. С 1958 года постоянный участник московских и республиканских выставок в России и за рубежом – знаковой стало участие в IV выставке молодых художников Москвы. Член Союза художников СССР с1966 г. Входил в творческую группу «Индустрия» (1966-92). Вёл работу в комиссии «По работе с художниками старшего поколения».

В 1960-е гг. увлёкся индустриальными пейзажами. Также писал портреты и натюрморты. Картины репродуцировались в тематических подборках, художественных журналах и плакатах. Персональные выставки прошли в Москве (1994, 2003, 2006, 2009, 2011) и в Оренбурге (2014). Произведения художника находятся в собрании 30 Российских музее, включая государственную Третьяковскую Галерею, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Куколь Виктор  «Донецк индустриальный» 1990 г., холст, масло, 105 х 140

Виктор Маркович МИДЛЕР (1888, г.Томашполь, Винницкая область  - 1979, г. Москва)

Родившись в семье портного и получив профессию аптекаря в Одессе, с 1909 года становится вольным слушателем живописного отделения Одесского художественного училища. Согласно его воспоминаниям, учился до 1913 года в классах у К. Костанди. В 1914 год переехал в Москву, где занимался в мастерских К. Юона, И. Машкова, Р. Фалька, А. Куприна. Затем снова вернулся в Одессу, где в 1918 году стал одним из руководителей Детской академии при Свободной мастерской, а позднее вошел в комитет по охране памятников искусства и старины и был заведующим музейной секцией при Губнаробразе.

Являлся членом объединения «4 искусства» и АХРР, был одним из учредителей Московского отделения Союза художников. Работал хранителем отдела новейшей русской живописи Государственной Третьяковской галереи (1924-1929 гг.). С 1941 по 1943 год в эвакуации работал заведующим клубом в селе Мысы Краснокамского района Молотовской области. В 1944 вернулся в Москву, где занялся организацией художественных выставок. С 1947 по 1970 работал художником в «Мособлхудожнике», на Комбинате декоративно-прикладного искусства и Комбинате графических работ в цехе наглядных пособий.

Мидлер Виктор «Рабочие завода Азовсталь» 1937-1938 гг, холст, масло, 214 х 273

Иван Александрович ТАРНЯГИН (1904, Шенкурский уезд Архангельской губернии – 1942, Ленинградская область)

Советский живописец, график, монументалист, член Ленинградского Областного Союза советских художников, представитель ленинградской школы. Родился в крестьянской семье. Окончил школу второй ступени. С 1923 по 1929 гг. учился в Ленинградской Академии художеств, в мастерской профессора А. И. Савинова,  К. Петрова-Водкина, В. Е. Савинского. Продолжил обучение в аспирантуре на массово-бытовом отделении живописного факультета ИНПИИ–ИЖСА (1930–1934) у А. И. Савинова. Участник первой выставки Ленинградских художников. Занимался преподавательской деятельностью. С 1934 года редактор ЛенИЗОГИЗ.
Участник первой выставки Ленинградских художников.
Иван Александрович погиб на Ленинградском фронте в январе 1942 года. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, в других музеях и частных собраниях.

В одной из поездок в Донбасс Иван Тарнягин посетил город Артемовск (Бахмут). Созданные им индустриальные пейзажи передают настроение шахтеров и рабочих рудников первой пятилетки.

Тарнягин Иван  «Шахта № 6 Артёмуголь» 1937 г., холст,масло, 109 х 134

Леонид Николаевич СЕМЕЙКО  (1946, г. Мариуполь).
График, живописец. В 1971 году закончил Тбилисскую Государственную Академию Художеств. 1979 г. член Союза художников СССР. С 1994 г. член Союза художников России и Международного художественного фонда. С 2003 г. член Московского Союза художников.
Творчество Леонида Семейко напрямую связано с городским бытом и архитектурой. Его работы, выполненные с неизменным мастерством, поражают своей одновременной фотографичностью и загадочностью: это мир, в котором нет людей, нет движения, но присутствует напряженная внутренняя атмосфера.
Леонид Николаевич участник московских, региональных, зарубежных (США, Швеция, Германия, Норвегия, Финляндия, Италия) выставок. Работы находятся в российских музеях, а так же частных коллекциях, в том числе за рубежом (США, Италия).
 

Семейко Леонид «Смена» 1981 г., холст, масло, 100 х 140


Василий Васильевич МЕШКОВ (1893, г. Москва -1963, г. Москва)

Российский и советский живописец, сын художника  В.Н. МешковаНародный художник РСФСР (1963 г.). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951г.).

Окончив Московскую художественную школу поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе своего отца и в (МУЖВЗ) у К. А. КоровинаС. В. ИвановаА. М. Корина. В 1911 году примкнул к передвижникам. В период обучения приглашался И. Е. Репиным и В. Е. Маковским участвовать в 39-й, 43-й и 44-й выставках передвижников. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. Окончив Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, Мешков поехал продолжать образование за границу.

Вернувшись в Россию в 1914 году, когда началась Первая мировая война, он был мобилизован в качестве художника и много ездил по фронтам со Штабом армии, создав множество этюдов о войне.

К исторической теме художник будет возвращаться на протяжении всей жизни (тема Октябрьской Революции, Великой Отечественной войны). Однако, поездки в Крым и на Кавказ явились рубежом в творческой биографии В. В. Мешкова: он стал увлекаться пейзажем. Много и плодотворно работал В. В. Мешков в своём любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы. Работы художника хранятся во многих музеях России.

Работа «Рабочие завода «Азовсталь» выполнена в одной из поездок в Донбасс в 1937 году. «Азовсталь» один из крупнейших заводов черной металлургии в СССР, был заложен в 1931 году, а уже в 1933 была запущена первая домна, в 1941 работали 6 мощных качающихся печей, каждая из которых давала по 500 тонн стали в сутки.

Мешков Василий «Этюд. Донбасс» холст, масло, 50 х 60

Александр Васильевич ПАНТЕЛЕЕВ (1932, г. Великие Луки - 1990, г. Вологда). Советский художник, график, монументалист, сценограф. Заслуженный художник БАССР (1966 г.). 

Родился в театральной семье. Окончил Уфимское театрально-художественное училище в 1953 году. Член Союза художников СССР с 1956 года. В 1976 году по приглашению В. Н. Корбакова художник переехал из Уфы в Вологду. Долгие годы  возглавлял Вологодскую организацию Союза художников России (1977-1983, 1987-1989 гг.).
Александр Васильевич вел активную выставочную деятельность с 1953 года.  С 1969 года прошло шестнадцать персональных выставок художника.

Картины и рисунки Александра Васильевича хранятся в 40 музеях России и стран СНГ, а так же частных коллекциях. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Вологодская картинная, Художественный музей им. М. В. Нестерова, Пермская художественная галерея, Тюменский музей изобразительного искусства.

Пантелеев Александр «Эстакады Азовстали» 1975 г., холст, масло, 160 х 169

Михаил Васильевич КУПРИЯНОВ  (1903, г. Тетюши Казанской губернии -1991, г. Москва).

Советский, российский художник-живописец, график, карикатурист. Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской, пяти Сталинских и Государственной премии СССР. В 1920–1921 годах учился в Центральных художественных учебных мастерских в Ташкенте, в 1921–1929 годах — на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, позднее переименованы во ВХУТЕИН) в Москве у Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича и П. И. Львова.

В годы учебы Михаил Васильевич Куприянов сдружился с П. Н. Крыловым и Н. А. Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более шестидесяти лет. Работали методом коллективного творчества. В 1925–1991 годы активно занимался также индивидуальной творческой деятельностью. Общение с русскими художниками М. В. Нестеровым и Н. П. Крымовым в значительной степени сформировало мировоззрение М. В. Куприянова как художника-живописца. Живописные и графические работы художника неоднократно экспонировались на всесоюзных и зарубежных художественных выставках.

Работы художник хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других художественных и краеведческих музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях России, Франции, Германии, США, Канады и других стран дальнего зарубежья.

Куприянов Михаил «Азовское море. На ремонте» 1979 г., холст на картоне, масло, 35 х 50

 

Иван Григорьевич АНТРОПОВ (1888., Нижегородская губерния – 1963, г. Москва).

Русский художник - пейзажист. Основной жанр – лирический классический пейзаж.  Профессиональное образование получил в художественных классах артистического общества в Ростове-на-Дону. С 1906 по 1913 гг. обучался в Московском училище живописи у А. Е. Архипова, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина. С 1909 начал работать в Москве и принимать активное участие в различных выставочных проектах в составах художественных объединений «Свободное творчество», «Московский салон» и пр. Персональная выставка произведений художника состоялась в Москве лишь в 1958 г.

В 1913 году Иван Григорьевич с женой поселился в Кашире. Работал учителем рисования в мужской гимназии и в реальном училище, вел в Кашире большую общественную работу. Возглавлял детские и юношеские кружки изобразительного искусства, готовил декорации для местных любительских спектаклей, оформлял к праздникам город, осуществлял реставрации каширских храмов, участвовал в создании Каширского краеведческого музее. Работы Ивана Антропова находятся в престижных российских музеях России и в частных коллекциях. Похоронен в Москве.

С фактами из биографии И.Г. Антропова вы можете познакомиться в книге каширского краеведа А.Н. Горелова «Точка земной красоты»

Антропов Иван «Донбасс зимой» 1933 г. холст, масло, 87 х 168

 

Борис Александрович КОМАРОВ (1888-?). Советский художник-живописец, график, плакатист.

Художественное образование получил на живописном факультете Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917 году. По окончании училища работал главным образом как декоратор и плакатист, вёл художественно-педагогическую работу. С 1926 года работал как художник-живописец. Состоял в Ассоциацию художников революции.

Борис Комаров принимал участие в грандиозной выставке «15 лет РККА», которая открылась в июне 1933 года в Москве. Иллюстрировал книги, среди которых: Н.Островский «Безприданница», Джованьоли Спартак».

К выставке Индустриальный Донбасс» Борис Комаров в 1937 создал тематическое полотно «Молодежь метро за учебой». Идеей послужил мировой рекорд Никиты Изотова – 607 тонн добытого угля за сутки в 1936 году. Позднее Изотов организовал участок-школу для повышения квалификации молодых забойщиков. Школы под названием «изотовские» получили широкое признание в угольной промышленности.

Комаров Борис «Молодёжь метро за учёбой» 1937 г., холст, масло, 198 х 202,5

Часто художникам давались заказы написать портрет труженика – передовика, особо отличившегося в своей работе. Организовывались специальные творческие командировки в индустриальные регионы, особенно после рекорда Стаханова.

Так, нам представлен «Портрет И.Ф.Молостова» выполненный художником Н.М.Лобановым, вероятнее всего в 1936-1937 гг.

Иван Федорович Молостов действительно легендарная личность. С 1913 годы, переехав в Донбасс, работал в шахтах навалоотбойщиком, врубмашинистом, инструктором стахановских методов труда. В своей работе применил новую технологию добычи угля, выполняя норму выработки на 500-600%.. Метод Молостова получил широкое распространение на других шахтах Донбасса, в Кузбассе, Караганде, на Урале - там, где разрабатывались пологие пласты. За стахановский труд И.Ф.Молостов одним из первых шахтеров в стране был награжден орденом Ленина в 1935 году. Во время Великой Отечественной войны служил в рядах КА, с 1943 возглавлял восстановление шахт на Донбассе. После войны судьба орденоносца не известна.

Лобанов Н.М.  «Портрет Молостова И.Ф.» холст, масло, 91 х 78

Представлен живописный портрет легендарного разведчика Виктора Коняева, созданный советским портретистом Николаев Евгеньевичем КОЧЕТКОВЫМ в 1975 году.

Виктор Михайлович Коняев прошёл всю войну, участвовал в боях по освобождению Донбасса, воевал на Висле и в Силезии, победу встретил в Праге. Во время разведывательных операций лично захватил в плен 11 солдат и офицеров Вермахта.

Вот краткая выписка из его воспоминаний: «Во время наступательных боёв по освобождению Донбасса 6 сентября 1943 года красноармеец В.М. Коняев, действуя в составе разведгруппы, первым ворвался в немецкую траншею, в рукопашной схватке уничтожил троих немецких солдат и одного захватил в плен. Контрольный пленный и документы убитых солдат были доставлены им в штаб. В разведвыходе 25 сентября 1943 года обнаружил пулеметную точку противника и, прикрывая действия разведгруппы, бросился на расчет, полностью в одиночку уничтожив его. Забрал документы убитых солдат, затем участвовал с группой в захвате пленного и благополучно вернулся к своим. За эти подвиги был награжден своей первой наградой — орденом Красной Звезды.

Кочетов Николай «Портрет ветерана Великой Отечественной Войны кавалера ордена «Славы» 3-х степеней Коняева В.М» 1975 г., холст,масло, 100 х 80