В выпуске № 17  авторского проекта Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев» представляем вашему вниманию 17 работ одиннадцати авторов из коллекции Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (Красноярский край) созданные в период  с 1947 по 1972 годы.  Среди авторов известные советские живописцы и графики, участники Великой Отечественно войны, педагоги ведущих художественных вузов Советского Союза, иллюстраторы крупнейших типографий: Владимир Ветрогонский, Василий Касиян, Георгий Чернявский, Петр Ванеев, Евгения Абрамова, Валентина Алимова, Дора Бродская, Владимир Колесников, Петр Родионов, Иосиф Антоненко, Соломон Боим. Представленные работы, а среди них и песчаное побережье Азовского моря, и завод «Азовмаш»,  крупнейшие шахтоуправления и портреты шахтеров, еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

Выражаем благодарность директору Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» Андрею Петровичу Фишову, а так же хранителю художественной коллекции, старшему научному сотруднику Елене Кузьминичне Арьяс за сотрудничество и содействие в подготовке материала. Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

 

Евгения Соломоновна АБРАМОВА (1908, г. Рогачев (Белоруссия) – 1997, г. Москва)

Советский художник-график, акварелист, карикатурист, иллюстратор, живописец, член творческой группы Кукрыниксы. Член СХ СССР.
Окончила ВХУТЕИН в Москве в 1930 году. Училась у Николая Николаевича Купреянова. Участница художественных выставок с 1934 года, зарубежных выставок – с 1946 года (Варшава, 1946). Писала акварелью пейзажи и натюрморты, занималась автолитографией, иллюстрировала детские книги («Радио-бригада», Е. Я. Тараховской, 1930). В браке с Михаилом Васильевичем Куприяновым прожили большую интересную жизнь в искусстве, круг их общих интеллектуальных интересов был настолько широк, что обмен творческими импульсами продолжался на протяжении всей жизни. Высокая художественная культура и профессиональное мастерство этих людей дали жизнь многим прекрасным произведениям, наполненным огромным жизнелюбием авторов и их искренней восторженностью красотой и величием природы. Некоторые произведения: «Цветы» (1936), «Гвоздика» (1947), «Волжский пейзаж» (1948), «Флоксы» (1953), «Азовское море. Вечер» (1956), «Баркасы на берегу» (1959), «Розы красные» (1962). Похоронена вместе с М.В.Куприяновым на Новодевичье кладбище.

 

Евгения Абрамова «Азовское море. Луна» 1966 г., бумага/акварель, 25х37 

 

Валентина Петровна АЛИМОВА (1911, д. деревне Бортниково, Москвской губернии – 1999, г. Москва),

Советский художник-график, иллюстратор, плакатист. Член СХ СССР.

В 1933–1939 годы училась на графическом факультете Московского института изобразительных искусств, преподаватели по специальности К. Н. Истомин, Л. А. Бруни, А. А. Дейнека, М. С. Родионов. Работала под руководством Д. С. МоораА. М. Каневского в издательстве ИЗОГИЗ в отделе плаката (1939–1942). Участница выставок с 1939 года. Занималась автолитографией, в основном натюрмортами для массового тиража.

В 1942 году эвакуировалась в город Чирчик Узбекской ССР. Тогда же вступила в Союз художников Узбекской ССР. В 1943 – состоялась выставка её произведений в городе Беговате. В 1944 году вернулась в Москву, переведена в Московский Союз художников СССР (МОССХ). Работала в мастерских Декоративно-прикладного искусства Художественного фонда по наглядным пособиям для Московского Государственного университета (1951–1954). В Графическом комбинате по эстампу занималась автолитографией (1954–1974), как правило, предпочитала натюрморт. Участница всесоюзных, республиканских и московских выставок.

В молодости в совершенстве освоив технику акварели обращалась к ней всю жизнь.  Много работала цветными карандашами, часто применяла тонированную бумагу определенных оттенков, используя её цвет как заранее заданную гамму. Алимовой удавалось доводить работу цветными карандашами до виртуозности, не имитируя при этом никакую другую технику.

Графические работы В. П. Алимовой хранятся в собрании Государственного Русского музея, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Красноармейской картинной галереи; тиражные плакаты – в Воронежском областном краеведческом музее, Вологодском государственном музее-заповеднике, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее политической истории России (ГМПИР), Челябинском областном краеведческом музее и др.

Валентина Алимова «Азовское море» 1940 г., бумага/гуашь, 24,5х37,5

 

Иосиф Петрович АНТОНЕНКО (1914-1993) советский живописец. Работы хранятся в музеях России

Иосиф Антоненко «На Азовском море» 1950-е годы, ДВП/масло, 30х50 

 

Соломон Самсонович БОИМ (1899, г. Дмитриеве Курской губернии  - 1978, г. Москва)

Известный художник-график, живописец, акварелист, плакатист и литограф. Член Союза художников СССР.

Учился в Харьковском художественном училище (1918). В 1918 году призван на службу в Красную Армию; участвовал в боях под Орлом, работал художником в бригаде при формировании бронепоездов. После демобилизации продолжил обучение на графическом отделении ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа в Москве (1922–1929), преподаватели по специальности Н. Н. КупреяновП. В. Митурич, П. И. Львов. С 1937 года преподавал в студии ВЦСПС, позже в Московском Художественном Институте (1939–1941).

Жил в Москве, в 1944–1945 – в Таллине. Работал в области станковой и книжной графики. Занимался акварелью, литографией, монотипией. Экспонировал свои произведения на 1-й выставке графики в Москве (1926 г.), международной выставке «Искусство книги» в Париже и Лионе, юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1934), выставке советского искусства в Кенигсберге (1932) и других. Преподавал в студии ВЦСПС (1938–1941), Московском государственном художественном институте (1940–1941), Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1946–1952).

В годы Великой Отечественной войны работал художником газеты «Красный Балтийский флот» (1942). В 1943–1945 годах был главным художником Политического управления Балтийского Флота. Состоялись персональные выставки художника в Москве (1944, 1978), Таллине и Кронштадте (1968).

Произведения С. С. Боим находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Государственном музее политической истории России, Музее Истории Ленинграда, Российской национальной библиотеке, Вологодском государственном музее-заповеднике, Самарском областном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее, Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля и других.

Соломон Боим «На Азовском море» 1954 г., бумага/акварель 36х50

 

Дора Вольковна БРОДСКАЯ (1909, Варшава —1985, Москва). Советская художница, график, монументалист. Член Союза Художников СССР.

В 1926—1927 годах училась в студии П. Я. Павлинова в Москве, в 1929 году поступила в Высший художественно-технический институт, после его расформирования перешла в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, преподаватели по специальности  М. П. Бобышов, Р. Ф. Френц. В 1933 году вернулась в Москву, где в 1937 году окончила Институт изобразительных искусств, преподаватели по специальности Л. А. Бруни, А. А. Дейнека, К. Н. Истомин.

В период учебы оформляла спектакли в студии С. Серпинского при детском клубе в Москве («Отверженные», 1935; «Мнимый больной», 1936). В 1938—1955 годах работала в мастерской монументальной живописи ВАА. Среди основных работ — роспись павильона Азербайджанской ССР на ВСХВ (1938); роспись плафонов станции метро «Измайловский парк» (1946), росписи интерьеров в санаториях Министерства обороны в Кисловодске, Архангельском (1952—1954), цикл акварелей «Москва» (1960-е), «По древнерусским городам» (1970-е), иллюстрации в журнале «Мурзилка», «Вокруг света».

Муж — Николай Иванович Гайгаров — советский архитектор, о них оставил свои воспоминания писатель Владимир Александрович Потресов в книге «Рассказы Старого Арбата». Похоронена на новом Донском кладбище.

Работы находятся в Государственной Третьяковской Галерее, музее Нукуса (Каракалпакия), Комсомольска-на-Амуре, частных коллекциях.

Дора Бродская «Полдень. Азовское море» 1950-е годы, бумага/гуашь 26х50

 

Петр Иванович ВАНЕЕВ (1911, Саратовская область - 1995). Русский, советский художник, график. Лауреат Сталинской премии. Работал в различных техниках: офорта, литографии, линогравюре, ксилографии.

С 1938-1941 и с 1945-1948 гг. учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, преподаватели по специальности П. Шиллинговский, К. Рудаков, В. Конашевич, И. Билибин.

В годы Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был пехотинцем. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и другими.

Участник художественных выставок с 1933 года. В 1949 году принят в члены МОССХ. Результатом творческих поездок на Донбасс, Кузбасс, Урал, Саяно-Шушенскую ГЭС явились циклы гравюр и рисунков «В Донбассе», «Доменный цех ночью. Кузбасс», «Великие стройки Сибири и Урала», «Саяно-Шушенская ГЭС». Работы находятся в Центральном музее В. И. Ленина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее и других музеях страны.

Свое творчество художник посвятил образу современника, индустриальному пейзажу.

Пётр Ванеев «В окрестностях г. Сталино. Донбасс» 1950-е годы, бумага/ цв. линогравюра, 48,5х72 

Пётр Ванеев «Азовсталь. Доменная симфония» 1950-е годы, бумага/цв. линогравюра, 37х75,5

 

Владимир Александрович ВЕТРОГОНСКИЙ (1923, Ленинград — 2002, Санкт-Петербург). График, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Окончил академию художеств в 1951 г., аспирантуру  в 1955 г.. Заслуженный художник РСФСР (1965). Народный художник РСФСР (1982). Действительный член АХ СССР (1988). Кандидат искусствоведения.

В 1941 — боец-доброволец аварийного восстановительного батальона Ленинграда. В 1942 ушел добровольцем в действующую армию по личному письму Сталину. С боями прошел от Волхова до Эльбы. На фронте делал зарисовки бойцов, сценок военной жизни, городов.

После войны вновь возвращается к обучению и поступает на графический факультет Академии художеств, принимает участие в восстановлении разрушенных войной мастерских. После окончания Академии принят в аспирантуру, начинает свою деятельность в качестве педагога. С 1951 года становится постоянным участником городских, республиканских, всесоюзных, международных художественных выставок.

Творчество В.А.Ветрогонского получило признание как у советского, так и у зарубежного зрителя. Художник являлся деканом графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, был удостоен первой премии и золотой медали всесоюзного конкурса молодых художников к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, болгарского ордена Кирилла и Мефодия.

Владимир Ветрогонский «Шахтеры» 1959 г., бумага/линогравюра, 36х48

Владимир Ветрогонский «Смена» 1959 г., бумага/линогравюра, 37х59,5

Владимир Ветрогонский «Бригада» 1959 г., бумага/линогравюра, 84х56

Владимир Ветрогонский «Разговор» 1959 г., бумага/линогравюра, 48х64,3

Владимир Ветрогонский «На-гора» 1960 г., бумага/линогравюра, 34х51,5

Владимир Ветрогонский «Дорога» 1960 г., бумага/линогравюра, 41х60 

 

Василий Ильич КАСИЯН (1896, деревне Микулинцы ( в настоящее время г. Снятын ) Ивано-Франковской области – 1976, г. Киев)

Советский украинский график, народный художник СССР (1944). Член Академии Искусств СССР(1947 г.), Герой Соцтруда (1974 г.). Лауреат Госпремии УССР им. Т.Г.Шевченка (1964 г. ) и Госпремии УССР (1971 г.). В 1978 году основана премия им. В.И.Касияна, в городе Снятине открыт художественно-мемориальный музей Касияна.

После Первой мировой войны поступил в Пражскую Академию изобразительных искусств, где учился с 1920 по 1926 г.г. под руководством профессора и ректора академии выдающегося графика Макса Швабинского. Пражский период стал одним из самых ярких в творчестве художника, принес ему европейское признание и утверждение в профессиональном искусстве. Изучив лучшие образцы западной и восточной гравюры, выполнил серию линогравюр, офортов, гравюр, в которую входили портреты, жанровые картины, иллюстрации. В феврале 1927 года Касиян возвращается в Украину и начинает свою педагогическую деятельность в должности профессора Киевского художественного института.  В 1930 году художник переехал в город Харьков и участвовал в организации Украинского полиграфического института. В военные годы вместе с институтом Касиян был эвакуирован в город Самарканд, где работал над плакатами военной, патриотической тематики. В 1944 году художник возвращается в г. Киев и продолжает свою работу на должности профессора Киевского художественного института. В том же 1944 году Касияну Василию Ивановичу было присвоено почетное звание «Народный художник СССР». Он стал основателем художественной школы украинской графики. Кроме творческого труда В.Касиян был выдающимся ученым, искусствоведом и теоретиком украинского и мирового искусства. С 1947 года — действительный член Академии искусств СССР. Был председателем правления Союза художников УССР. Избирался депутатом Верховного Совета УССР четырех созывов.За творческую жизнь художником создано около 10 тысяч работ: гравюр, офортов, иллюстраций.  Жил и работал художник в Киеве, где был и похоронен.  В 1982 году, на родине Касияна в городе Снятын, был открыт музей художника — филиал Ивано-Франковского художественного музея.

Василий Касиян «Артём в Донбассе» 1947 г., бумага/цв. литография, 27,5х23

Владимир Васильевич КОЛЕСНИКОВ (1921, г. Москва –1977, г. Москва)

Советский график-иллюстратор, живописец, художник декоративного искусства.

В 1940 году поступил в Московский институт прикладного и декоративного искусства, учился на факультете монументальной живописи у профессора А. А. Дейнеки. В 1941 – добровольцем ушел на фронт. После 1944 продолжил свое обучении в институте. В 1953 году окончил институт имени В. И. Сурикова и вступил в Горком графиков и Московское отделения Союза художников СССР.

Работал в издательствах «ДетГИз», «Детская литература», «Планета», газетах и журналах. Проиллюстрировал белее 100 книг – от классиков русской и зарубежной литературы до современных авторов. Выполнил множество работ в технике мозаики и керамики. В 1953 основал художественную студию при заводе «Молния».Работы В. В. Колесникова хранятся в Третьяковской галерее, музее Донского и Кубанского казачества в Новочеркасске, музее Шолохова в станице Вешенская, в Государственной художественной галерее города Кишинева, музее К. Э. Циолковского в (Калуга), Политехническом  музее города Москвы.

Владимир Колесников «Рыбаки на Азовском море» 1950-е годы, картон/темпера, 50х70  

 

Петр Сергеевич РОДИОНОВ (1914, г. Москва –1981, г. Москва)
Живописец. Член Союза художников СССР. Жил и работал в г. Москва. Участник Великой Отечественной войны – ушел добровольцем на фронт, участник обороны Москвы, служил  в дивизии Ленинградского р-на Москвы».

Среди его пейзажей как городские так и индустриальные пейзажи, портреты и православные храмы.

Работы находятся в Музейном объединении «Музей Москвы», Таганрогском музее-заповеднике.

Пётр Родионов «Домны Азовстали» 1972 г., картон/масло, 50х80

 

Георгий Георгиевич ЧЕРНЯВСКИЙ (1924, г. Екатеринославль  (сейчас Днепр, Украина )-1981, г. Киев)

Живописец, лауреат Государственной премии им. Т. Г.Шевченко, Народный художник CССР, награжден орденом Ленина.

В 1946 году поступил в Днепропетровское художественное училище, после его окончания в Киевский художественный институт, который закончил с отличием, преподаватели по специальности  К.Д. Трохименко и И.Штильман. В 1955 году Георгий Чернявский вернулся в родной город. Буквально через пару лет Чернявского назначили главой Днепропетровской организации Союза художников Украины, где он проработал до 1974 года.

Мастер занимался в основном пейзажами и редко обращался к другим жанрам. В 50-60-х годах основное место в его произведениях стали занимать красоты родного украинского края.

В 1974 году художник переезжает в Киев. Там он работает преподавателем в Художественном институте, а также заместителем председателя союза художников УССР. Здесь Георгий Чернявский начинает осваивать технику акварель. И, несмотря на огромную занятость, почти ежегодно он находится в составе Всесоюзной творческой группы акварелистов.

Георгий Георгиевич любил путешествовать и отовсюду привозил уникальные пейзажи. Так среди его работ есть изображение холодной Камчатки, солнечного Нуреку, где строилась ГЭС, синего ночного Мурманска, Коми и Новой Земли. Возвращаясь из очередных творческих странствий, художник с радостью встречался со школьниками, студентами, шахтерами, строителями. Он рассказывал им о крае, где побывал. В деталях 

Георгий Чернявский «Рудник шахты ''Гигант''» 1964 г., холст/масло, 70х100,5