Выпуск № 25 завершает авторский проект Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев». В финальной публикации  представляем вашему вниманию 18 работ выдающихся живописцев дореволюционного и советского периода, которые хранятся в Государственном центральном музее современной истории России. Несколько работ хорошо известны зрителю, а некоторые будут открытием, особенно для жителей Донбасса. Жемчужину данной темы составляют 9 работ художника Николая Алексеевича Касаткина, который первым изобразил тяжелый труд шахтера еще в конце ХХI столетия во время творческих командировок. Становление и развитие шахтерского края, подпольная деятельность в революционные годы,  выступление делегатов на съездах и собраниях, портреты выдающихся жителей Донбасса запечатлены в картинах Константина Богаевского, Михаила Авилова, Василия Журавлева, Федора Костенко, Федора Модорова. Кирилла Тодорова, Александра Дубинчик, Константина Антонова, Константина Максимова. Жизнь Донбасса в полотнах охватывает  период с 1896 по 1959 годы.

АВИЛОВ Михаил Иванович (1882 г., Санкт-Петербург- 1954 г., Ленинград)

Один из крупнейших русских и советских художников-баталистов первой половины ХХ века, мастер масштабных полотен, участник Первой мировой войны, Народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии первой степени.

В 1904 — 1913 г.г. обучался в батальном классе Академии художеств у Ф.А.Рубо, затем у Самокиша. В период 1-й мировой войны печатал в иллюстрированных журналах военные зарисовки.

В 20-е годы Авилов создал ряд картин на темы Гражданской войны: «Сибирские партизаны» (1926 г.), «Сдача колчаковских войск под Красноярском» (1926 г.), «Прорыв польского фронта Первой Конной армией» (1928 г.) и др.

Последовательный реалистический метод и профессиональное мастерство выдвинули Авилова в число лучших советских баталистов. Преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме и в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Член Академии художеств СССР. В годы Великой Отечественной войны художник создал монументальное полотно — «Бой Пересвета с Челубеем», прославляющее героическую борьбу русского народа против татаро-монгольского ига. Эта картина до настоящего времени остается классикой батально-исторического жанра. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Михаил Иванович Авилов скончался 14 апреля 1954 года. Его картины находятся в Русском музее, Третьяковской галерее Музее современной истории России, а также в художественных музеях и частных коллекциях России, Украины, Японии, Китая, Франции, Англии и других стран.

Авилов Михаил ''Клятва донских казаков'' 1945 г., холст, масло 175х280

 

 

АНТОНОВ Константин Михайлович (1924 г., Москва - ).

Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник РСФСР, участник Великой Отечественной войны.

С 1936 по 1941 года он учился в московской средней художественной школе. По окончании школы Константин Антонов получил рекомендацию для поступления в Московский государственный художественный институт, позднее получивший имя В.И. Сурикова, и был зачислен без экзаменов. Через несколько недель началась Великая Отечественная война. Константин Михайлович отказывается от эвакуации в Самарканд и по направлению комсомола отправляется рыть окопы под Смоленском.

На фронте — с 1942 по 1945 год. Воевал в 10-й дивизии РВГК на 1-м Украинском фронте в качестве сержанта, командира орудия. Участвовал в освобождении городов Орел, Киев, Чернигов, Коростень, Сандомир.

В 1945 году был ранен. Награжден орденами Отечественной войны I степени и "Знак Почета", медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За трудовую доблесть", "100 лет со дня рождения Георгия Димитрова"; почетным знаком Советского комитета ветеранов ВОВ.

После войны поступил на художественно-графический факультет Московского государственного полиграфического института имени Потемкина. С 3-го курса ушел на творческую работу.

С 1954 года принимает участие в российских и зарубежных выставках.

С этого же времени он стал постоянным участником московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. Живопись Константина Антонова отличается искренностью, одухотворенностью, колористическим богатством и своеобразием.

Художник работает в разных жанрах: известны его тематические картины, портреты, натюрморты, пейзажи. Он много путешествует, на его холстах Сибирь и Прибалтика, Франция и Испания…

С 1960 года – член Союза художников СССР.

С 1968 по 1972 год он избран членом президиума и правления МОСХ.

Работы Константина Михайловича Антонова входят в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, Государственного центрального музея современной истории России, Томского областного художественного музея и других картинных галерей как отечественных, так и зарубежных: в Италии, Польше, Болгарии, Канаде, Южной Корее, Японии.

 

Антонов Константин Михайлович, Цветков Анатолий Борисович ''Лучшие люди промышленности'' 1959 г., холст, масло 180х150

 

 

 

БОГАЕВСКИЙ Константин Фёдорович (1872 г., Феодосия – 1943 г., Феодосия).

Русский и советский художник, гений пассионарного героико-романтического пейзажа. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Учился рисовать сначала в Феодосии в мастерской И.К.Айвазовского, позже поступил в Петербургскую Академию художеств, учился в мастерской А.И.Куинджи, ездил с ним в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. С 1900 года Богаевский выставлялся в России и за рубежом, участвовал в выставках "Мира искусства". Максимилиан Волошин писал: "…Богаевский был рожден таким же исключительным живописцем земли, как Айвазовский - моря". После революции остался в Феодосии. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. В 1920-х и 1930-х годах художник обращается к теме индустриального строительства, делает попытки создать художественный образ города будущего. В эти годы Богаевский устремился на стройки пятилеток, в поисках нового образа. Художник будто слушает «гул истории», чтобы извлечь из него эстетические ценности.

Творческое наследие Константина Богаевского представлено в Государственной Третьяковскорй галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном музее современной истории России,  музеях Крыма и в других музейных собраниях в России.

Богаевский Константин Федорович ''Сталино. Завод им.Сталина'' 1934 г., холст, масло 129х147,5

 

 

 

ДУБИНЧИК Александр (Менделевич (1922 г., Москва -1997 г., Москва).

Советский художник-живописец и преподаватель. Участник Великой Отечественной войны, заслуженній художник РСФСР  (1967).

Родился 3 апреля 1922 года в Москве. Учился рисованию в художественной студии при Доме пионеров с 1936 по 1940 год, получал советы по обучению от художника Игоря Эммануиловича Грабаря. С 1940 года служил в рядах Красной армии. С 1941 по 1942 год по ходатайству Грабаря работал в Студия военных художников имени Грекова. Участник Великой Отечественной войны - воевал в составе 1-й воздушно-истребительной армии ПВО, рисовал для фронтовых газет, принимал участие в выпуске красноармейских листков и плакатов. Награжден медалью «За отвагу», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Орденом Отечественной войны II-й степени. В 1944 году был ранен, спустя год демобилизован в звании лейтенанта.
В 1952 году Александр Дубинчик закончил обучение в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова, где учился под руководством И.Э.Грабаря и других именитых художников. С 1955 по 1979 год художник вёл активную преподавательскую деятельность в Московском художественном училище памяти училище памяти 1905. С 1958 по 1982 год работал преподавателем рисунка и живописи в Московском текстильном институте. Совершил творческие поездки в Прибалтику (1963, 1965), Псков, на Сенеж (1963,1965), на Урал (1966), в Карелию (1967,1969), Дагестан (1971), Среднюю Азию (1973). С 1980 по 1992 год – преподаватель на курсах повышения квалификации художников-педагогов РСФСР. Работы художника находятся в частных и государственных коллекция России и многих других стран. Художник Александр Михайлович Дубинчик умер 10 апреля 1997 года.

Выражаем благодарность генеральному директору Государственного центрального музея современной истории России Великановой Ирине Яковлевне, заместителю генерального директора Аникину Никите Владимировичу, главному хранителю музейных фондов  Каграмановой Валерии Сергеевне за сотрудничество и содействие в подготовке материала. Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

Дубинчик Александр ''Азовсталь''  1957 г., холст, масло 65х49

 

 

КАСАТКИН Николай Алексеевич (1859 г., Москва – 1930 г., Москва).

Русский и советский художник-живописец, реалист. Первый живописец Советской России, которому в январе 1923 года присвоили звание народного художника, последний представитель из плеяды передвижников, пронесший его идеи до конца своих дней. 

Родился в семье художника-литографа Алексея Касаткина и крепостной крестьянки.

Десять лет, с 1873 по 1883 годы, проходил обучение в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были художники-передвижники Илларион Прянишников и Василий Перов. В 1883 году Николай Касаткин получил большую серебряную медаль (это была высшая награда в училище) и звание классного художника. До революции 1917 года художник преподавал в родном училище, работал в издательстве И.Д. Сытина.

В 1923 году стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). В 1924 году был командирован в Англию для того, чтобы запечатлеть борьбу английского пролетариата за свои права. Однако, эта поездка успеха не имела. «Некрасов русской живописи не стал Горьким советской живописи».

Художник вернулся в Советскую Россию, писал картины, участвовал в общественной работе.

Касаткин неоднократно совершал творческие поездки по России. С 1891 по 1901 годы ежегодно выезжал в район донецких шахт. 

Скоропостижно скончался на рабочем месте в декабре 1930 года. Похоронен в Москве.

Работы художника хранят: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Костромской государственный объединенный художественный музей, Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, Ивановский областной художественный музей Севастопольский художественный музей им. П.М. Крошицкого, Нижегородский государственный художественный музей, музей «Художественная культура Русского Севера», Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

В выпуске представлены работы, выполненные художником в 1895, 1896, 1923 годах.

Касаткин Николай ''Шахтер-тягольщик''. Этюд, вариант 1923 г., холст, масло 44х87

Касаткин Николай ''Шахтер Донбасса'' Этюд к картине ''Углекопы. Смена'' 1895 г., холст, масло 71х37

Касаткин Николай ''Стоящий шахтер'' Этюд к картине ''Углекопы. Смена'' 1895 г., холст, масло 72х37

Касаткин Николай ''Шахтер-зарубщик Лука-Хромой'' Этюд к картине ''Углекопы. Смена'' 1895 г., холст, масло 71х37

Касаткин Николай Алексеевич ''Шахтер с лампочкой и щипцами'' Этюд к картине ''Углекопы. Смена'' 1895 г., холст, масло 69х35

Касаткин Николай ''Шахтер'' Этюд 1923 г., холст, масло 71х37

Касаткин Николай ''Шахтер'' Этюд 1923 г., холст, масло 71х37

Касаткин Николай Алексеевич ''Забойщик'' Этюд 1896 г., холст, картон, масло 26,5х49

Касаткин Николай Алексеевич ''В забое'' Этюд 1896 г., холст, картон, масло 26х22

 

 

 

КОСТЕНКО Федор Тимофеевич (1910г., Дружковка, Бахмутский уезд Екатеринославской губернии -1987 г., Новороссийск Краснодарский край). 

Советский художник. Работал в области станковой живописи. Окончил Киевский художественный институт (1939). Член ССХУ (1939). Участник Второй Мировой Войны.  Имеет боевые награды: орден Красной Звезды и медали.

 Закончил Киевский художественный институт (1939). Учителя по специальности – К. Елева, Ф. Кричевский, А. Черкасский. Работал преподавателем Ворошиловградского художественного училища (в настоящее время Луганского 1939–1941, 1946–1957); в Студии военных ху­дожников им. М. Грекова (Москва, 1945–1946). На творческой работе с 1957 – в Киеве, в 1969 – переехал в Новороссийск. 

Участник республиканских, всесоюзных художественных выставок с 1948 года. Персональные – в Дружковке (1939). Создавал портреты, натюрморты в реалистическом стиле.  Работал в отрасли станковой живописи. Основные произведения: «Автопортрет» (1931),  «Луганская подпольная типография» (1952), «В за­бой» (1955), «шахтер-стахановец И. По­бока» (1956), «Бригадир О. Бутков» (1957), Участвовал в выставках: республиканских с 1947 года, всесоюзных с 1939 года.

Отдельные его работы находятся в Краснодонском музее «Молодая гвардия» (Луганская область), Дружковском художественном музее, Музее современной истории России.

Костенко Федор Тимофеевич''Луганская подпольная типография'' 1955 г., холст, масло 73х96

 

 

 

МОДОРОВ Фёдор Александрович (1890 Мстёра -1967 г., Москва) 

Советский живописец педагог, народный художник РСФСР (1966), заслуженный деятель искусств Белорусской ССР, директор РСФСР (1966), заслуженный деятель искусств Белорусской ССР,  директор МГХИ им. В.И. СУрикова (1948—1962), профессор (1949)

В 1906 г. он окончил Мстёрскую иконописную школу с отличием и переехал в Москву. Начал работать в иконописной мастерской В.П. Гурьянова, затем в мастерской братьев Чириковых. По вечерам ходил заниматься в студию художника А.П. Большакова, посещал частную студию Ф.И. Рерберга, брал уроки по рисунку и живописи. Фёдор мечтал стать художником. В 1910 г. бросает иконопись, и осенью поступает учиться в Казанскую художественную школу, окончив школу уезжает в Петербург, и поступает учиться Академию художеств, в класс художника Маковского.

С 1924 года начинает принимать участие на выставках АХРР и становится активным членом Ассоциации. В творческих командировках посещает Азербайджан, Урал, Башкирию обращаясь в это время к жанру индустриального пейзажа. Среди известных работ: «Новая керосиновая установка» (1927), «Завод Гревер» (1929), «На стройке Магнитки» (1931), «Челябинский тракторный» (1932).

В течение многих лет преподавал живопись в Московском институте кинематографии. С 1948 года - директор Московского художественного института им. В. И. Сурикова, профессор, руководитель мастерской живописи. С 1964 по 1967 год - профессор Московского государственного заочного педагогического института.

Скончался в Москве в 1967 году.

Картины Ф.А. Модорова хранятся в Третьяковской галерее и музее Государственном центральном музее современной истории России 

Модоров Федор ''Выступление Макара Мазая на VII чрезвычайном съезде советов в ноябре 1936 года'' 1938 г., холст,масло 153х90

 

 

Кирилл Тодоров (1902 г. в село Брест, область Плевен - 1987 г. Рим) 

Болгарский художник и скульптор.

Начальное образование получил в родном селе, затем в период с 1918 – 1923 гг.  учился в гимназии в Плевен. С 1924-1928 года учился в Академии изящных искусств в Риме в классе профессора Ерменджилдо Луппи. После окончания Академии до 1943 года живет и активно работает скульптором в Риме вместе с болгарским скульптором Андреем Николовым. С 1943 по 1960 года переезжает в Болгарию, где активно работает. После 1965 окончательно возвращается в Рим. Был знаком со многими известными личностями и написал из портреты: композитора Дмитрия Шостаковича (1958), скрипача Давида Ойстраха (1964),актеров Софи Лорен (1966), Марины Влади (1967), Марчело Мастрояни (1967), Сергея Бондарчук (1969) и Федерико Фелини (1969). Создал монументальные скульптуры, которые установлены в Габрово, Варне, Софии, Плевен.

Персональные выставки состоялись в Риме, Италия (1930 и 1943гг), в Софии, Болгария (1931 г.)

Тодоров Кирил (Болгария)''Новая Юзовка'' 1939 г., холст, масло 69х100

 

МАКСИМОВ Константин Иванович (1893 г., Архангельская губ., с. Черный Яр -1939 г. Подмосковье).

Русский и советский художник-живописец.
Константин Максимов  свои художественные азы и первые понятия об изобразительном искусстве получил в Астрахани, с 1857 по 1935, в студии Власова Павла Алексеевича.
В 1914-1917 годах учился в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества" (МУЖВЗ) под руководством Константина и Сергея Малютина.
С 1917 года начал принимать участие в художественных выставках.
В 1918-1921 годах работал в качестве художника в городах Чёрный Яр и Ставрополь.
В 1922 году стал членом "Ассоциации художников революционной России" (АХРР).Был членом Союза художников СССР. В 1928 году экспонировал свои работы на всесоюзной выставке "10 лет РККА".
В 1933 году принял участие в выставке "15 лет РККА".
Творческие работы художника приобретались Государственным Русским музеемМузеем революции и Музеем РККА.
Максимов Константин Иванович был взят под стражу 17 июня 1938 года за то, что создал и командовал контрреволюционной террористической организацией, участниками которой были также художники Лавров Георгий Дмитриевич (1895-1991) и Григорьев Александр Владимирович (1891-1961). 2 марта 1939 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к расстрелу, на следующий день приговор привели в исполнение. Останки художника были погребены на кладбище расстрельного полигона "Коммунарка", расположенного в Подмосковье.

 

Максимов Константин ''Борьба шахтеров Донбасса. 1917 год'' 1928 г., картон, фанера, масло 35,5х32,5.

ЖУРАВЛЁВ Василий Васильевич (1881 г. Кунгур Пермской губернии - 1967 г. Москва)

Живописец, график, искусствовед, художественный критик

Окончил городское училище в Кунгуре Василий получил стипендию от города на продолжение образования. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1899–1908) на живописно-декоративном отделении у С. В. Иванова, К. А. Коровина, К. К. Первухина, С. В. Ноаковского, Ф. О. Шехтеля, И. В. Жолтовского. Окончил со званием «художник промышленности». Одновременно работал рисовальщиком на обойных фабриках. В 1905 участвовал в вооруженных восстаниях в Москве. В 1908 поступил в МУЖВЗ, в 1909 за активную революционную деятельность был арестован и до 1911 находился в тюрьме, затем выслан в Кунгур.

Вернувшись в Москву, много преподавал и занимался творчеством. Писал тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты; создал ряд работ на темы революции 1905 и 1917 годов, Гражданской войны. В 1925 побывал в творческой командировке в Донбассе («Горловская шахта» 1925 г., триптих; «Мадонна Донбасса» 1925г., «Расстрел 118-ти. Ясиновский рудник в Донбассе 29 декабря 1917 года» 1929 г., «Освобождение Донбасса» 1933 г., «Донбасский натюрморт» и «Штергрэс»  1937г.)

В 1926–1931 был заведующим художественной частью Музея Революции в Москве. Писал статьи для журналов «Искусство в массы», «Искусство», «Юный художник», рецензировал книги по искусству. Один из членов-учредителей и постоянный экспонент АХРР — АХР (1922–1932). Член МОССХ — МССХ (с 1932, в 1944–1945 — член Правления).

С 1922 постоянный участник выставок в Москве, Ленинграле, Киеве, Харькове, так и международных выставок и выставок советского искусства за рубежом (Китай, Япония, Германия, Италия, США).  В 1956 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном литературном музее, Государственном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Пермской государственно художественной галерее.

Журавлев Василий Васильевич ''Заседание пионеров в Горловке'' 1926 г., холст, масло 57х119

Журавлев Василий Васильевич ''Забойщик'' 1926 г., картон, холст, масло 65х37

Выражаем благодарность генеральному директору Государственного центрального музея современной истории России Великановой Ирине Яковлевне, заместителю генерального директора Аникину Никите Владимировичу, главному хранителю музейных фондов  Каграмановой Валерии Сергеевне за сотрудничество и содействие в подготовке материала. Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.