Продолжая сотрудничество с музеями Российской Федерации, представляем вашему вниманию виртуальную выставку из Ивановского областного художественного музея. Выставка «Портрет неизвестной в белом» позволяет открыть для себя еще одну страницу чарующей женской души в преддверии Международного женского дня.

Предлагаем вашему вниманию текст Татьяны Антоновны Ким:

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В БЕЛОМ» ИЗ СОБРАНИЯ ИВАНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ, изображение №1
 

«Творческое наследие Ф.С.Рокотова принадлежит к высшим достижениям русской художественной культуры XVIII столетия. Именно Рокотову было суждено открыть новый этап в развитии высокой гуманной традиции, у истоков которой стояли родоначальники портретного жанра в России И.Н.Никитин, И.Я.Вишняков, А.П.Антропов, И.П. Аргунов.

Портреты Рокотова донесли до нас образы того поколения русских людей, чьё мироощущение складывалось под влиянием идей русского просветительства. Эта идеология утверждала ценность духовно богатой и нравственно прекрасной личности независимо от её сословного положения. Именно таким пониманием человека пронизано все творчество Рокотова в области интимного портрета.

Выходец из крепостных крестьян князей Репниных, вольноотпущенник Фёдор Рокотов был принят в Академию художеств в 1760 году. Спустя пять лет он уже был удостоен звания академика живописи.

Быстро забытый потомками, вновь открытый исследователями лишь в конце XIX века, Рокотов при жизни был знаменит в Петербурге, имел учеников, был известен при дворе.

Наивысшего расцвета дарование Рокотова достигло в московский период его творчества (1770-1780 годы), когда сложился неповторимый «рокотовский тип» интимного портрета. В эти годы были созданы знаменитые сейчас портреты А.П.Струйской, В.Н.Суровцевой, Е.В.Санти, была написана «Неизвестная в розовом». К этому же периоду относится и портрет из собрания Ивановского областного художественного музея, который исследователи датируют примерно 1776 годом – «Портрет неизвестной в белом».

Спустя десятилетие после создания этого портрета академик живописи Архип Иванов, наставляя портретистов, напишет в своём трактате «Понятие о современном живописце»: «Пишите женщину такой, как она говорит Вам: «Я- так веселонравная, которая любит только смех и забавы».

Как далека от этого примитивного толкования женского образа рокотовская Незнакомка! Она предстаёт перед нами как воплощение высокого человеческого достоинства, поэтической красоты, нравственной чистоты.

Притягательная сила женских образов Рокотова в их неоднозначности, поэтической недосказанности. Непроницаем взгляд удлинённых глаз «Неизвестной». Мимика почти неуловима. Губы сомкнуты, их улыбка молчалива. Ничто не отвлекает внимание от самого образа. Тёмный фон нейтрален. Даже детали костюма, столь тщательно перечислявшиеся в портретах мастеров предшествующей поры, здесь даны как бы скользь, ибо не внешняя сторона модели влекла Рокотова, а душевное состояние личности, существующей в гармоническом единстве с окружающим ее миром.

Воплощение этой идеи подчинён весь арсенал изобразительных средств художника. Спокойна композиция портрета. Рокотов поместил свою модель строго по центру небольшого холста в лёгком развороте вправо. Композиционное спокойствие поддерживается музыкальным ритмом лёгких, плавных линий рисунка. Овал лица повторяется в полуовальном вырезе платья. Контур причёски- вновь овал. Тающие, полустертые контуры как бы растворяют границы материи, сливая очертания фигуры с фоном. Именно у Рокотова фон перестает быть глухой плоскостью стены, к которой «приставлена» фигура, как это было у предшественников. Его бездонная сумеречная глубина, словно обволакивающая фигуру, становится пространственной средой, вне которой уже немыслимо бытие модели.

Своеобразное рокотовское «сфурмато»- воздушная дымка, окружающая лицо, скрадывает объёмы, стушёвывает линии. Художник будто оберегает тайну души своей героини. Чуть приоткрыв завесу, он даёт возможность лишь угадывать сложность затаённых переживаний, оставляя нас в мучительном, но неосуществимом желании познать их до конца. Скромен колорит портрета, построенный на нежной гармонии разбеленных пепельно-серых и розоватых тонов, но он не вызывает ощущения монотонности. Отсутствие броских цветовых эффектов еще более усиливает ощущение деликатности и чистоты облика.

Прозрачная лёгкость красок позволяет предполагать, что художник работал над этим портретом не менее месяца, с перерывами между сеансами. Рокотов писал жидкими красками, легкимии лессировками, давая каждому слою подсохнуть. Поэтому отдельные красочные слои, не смешиваясь, просвечивают друг через друга. Сквозь дымчатую живопись местами легко различим теплый коричневый слой грунтовки холста.

В темных глазах как бы просвечивает глубина фона. Приглушённо звучит матовое мерцание красок. Образ кажется воздушным, почти бесплотным. Художник будто ищет в нем какой-то недостижимый идеал.

Не случайно Рокотов исключает здесь все частное, все ненужные для характеристики образа психологические нюансы. В этой женщине мы не найдём ни тени игривого кокетства, часто свойственного образам ее европейских современниц. В ней нет и намёка на чувственность или высокомерие, на холодную насмешливость, которые порой угадываются в других рокотовских героинях. Рокотов будто «очистил» образ от всего суетного, могущего приземлить его звучание. Перед нами воплощённая красота и тонкость человеческой души.

Блестящее живописное исполнение глубина постижения образа в портрете «Неизвестной» позволяет отнести эту работу к ряду лучших произведений Рокотова.

«Портрет неизвестной в белом» в 1880 году находился в собрании княгини С.С.Щербатовой в Москве. Княгиня- урождённая Апраксина. Это позволило исследователям предположить, что моделью Рокотову послужила представительница этой известной аристократической семьи. Позже портрет был перевезён в Васильевское –подмосковское имение Щербатовых.

В Ивановский музей он был передан в 1930 году из Государственной Третьяковской галереи. Сейчас портрет находится в постоянной экспозиции музея, являясь подлинным ее украшением. В небольшом собрании портретов XVIII века он достойно представляет творчество Федора Рокотова, воплотившего идеал передовой дворянской интеллигенции своей эпохи в образах, привлекающих своей эпохи духовной содержательностью»