В выпуске № 32 авторского проекта Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев» представляем вашему вниманию 2 работы, созданные художниками Александром Дейнекой в 1925 году и Ильей Машковым в 1935 году из собрания Государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова».

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899, Курск – 12.6.1969, Москва) Родился в небогатой семье, в которой отец работал железнодорожником. Тем не менее он мальчик смог получить неплохое образование для своего времени.  В периоде с 1915 по 1917 учился в художественном училище в Харькове. Во время революции начинает активную художественную деятельность. Работает фотографом, занимается педагогикой и народным образованием.  Во время наступления белой армии принимает участие в боях за Курск. С 1919-1920 служит в рядах Красной армии в качестве художественного руководителя в политотделе. В конце революции отправляется в Москву, где получает высшее художественное образование.  В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. С этого момента он приминает активное участие в художественных организациях, рисует множество своих знаменитых картин.  В период Сталинских репрессий никак не влияет на художника. Во время Великой Отечественной Войны создает агитационные плакаты для поддержания боевого духа в трудный для советской армии 1942 год. После войны продолжает свою художественную деятельность, входит в Академию художеств СССР. Больше внимания уделяет педагогике. В отличие от более старшего поколения советских художников, Дейнека не успел вобрать в себя распространенные начале XX века идея модерна. Начав свой путь художника сразу во время революции, Дейнека не вкладывает много символизма в свои работы, как например Юон. Наоборот, Дейнека является ярким представителем социалистического реализма. Его картины не редко посвящены революционной тематике и деятельности советских организаций.

 Александр Дейнека умер 12 июня 1969 года, оставив после себя богатое культурное наследие советской эпохи.

Дейнека Александр Александрович «В Донбассе» 1925 г., бумага, акварель, гуашь. 32,2х25,0

Вашему вниманию представлена акварельная работа, написанная автором после поездки на Донбасс в 1925 году. Главными персонажами являются две женские фигуры, уверенным шагом идущие по длинному металлическому мосту через железнодорожное полотно, по которому движутся вагоны с углем и рудой. На дальнем плане видны копры шахт, по которым определяются шахтерские города (копёр - установленная на поверхности над шахтой конструкция, предназначенная для размещения подъёмной установки).

Вашему вниманию представлен графический оригинальный портрет Паши Ангелиной, нарисованный Ильей Машковым во время съезда советов СССР в 1935 году. С левой стороны портрета рукой автора написано: «Делегат V съезда советов СССР и съезда колхозников-ударников СССР. Бригадир женской тракторной комсомольской бригады Старобешевского МТС Старобешевского района Донецкой области, член комсомола с 1929 года Ангелина Паша г. Москва, Кремлевский дворец 15.02.1935 г.» Мы видим портрет красивой молодой, уверенной женщины-гречанки, которая создала первую женскую бригаду-трактористок и прославила этот труд. Имя Прасковьи Ангелиной красными буквами вписано в историю становления и развития Донбасса.

В Донецкой Народной Республике действует мемориальный музей П. Н. Ангелиной, основанный в 1966 году в п.Старобешево.

Машков Илья Иванович Портрет Паши (Прасковьи Никитичны) Ангелиной. 1935 г., бумага, карандаш черный, карандаши цветные (красный) 42х28

Выражаем благодарность директору Государственного бюджетного учреждения культуры «Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова» Озериной Варваре Сергеевне и всему коллективу музея за сотрудничество и содействие в подготовке материала.  Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

#картины_о_донбассе #museum_artdonbass #музей_артдонбасс #россия_донбасс   #музей_машкова_волгоград

#волгоградский_музей_изобразительных_искусств_Машкова