В выпуске № 28 авторского проекта Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев» представляем вашему вниманию 2 работы Ванеева Петра Ивановича, из собрания Государственного исторического музея.

ВАНЕЕВ Петр Иванович родился в селе Громки Саратовской губернии.
В 1927 году окончил Ростовскую художественную школу. Участник художественных выставок с 1933 года. В 1938-1941, 1945-1948 гг. обучался в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина АХ СССР у именитых художников: П.А.Шиллинговского, К.Рудакова, В.М.Конашевича, И.Я.Билибина.
В годы Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был пехотинцем. Награждён орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др.

Член МОССХ (1949 г.). Лауреат Сталинской премии. Работал в различных техниках: офорта, литографии, линогравюры, ксилографии. Своё творчество посвятил образу современника, индустриальному пейзажу.
Результатом творческих поездок на Донбасс, Кузбасс, Урал, Саяно-Шушенскую ГЭС явились циклы гравюр и рисунков, таких как «В Донбассе», «Доменный цех ночью. Кузбасс», «Великие стройки Сибири и Урала», «Саяно-Шушенская ГЭС». С его участием проходили заграничные выставки в Индии (1951 г.), Польши (1954 г.), Сирии (1955 г.). Художник принимал участие во многих республиканских, городских и всесоюзных выставках. Так его работы были представлены ежегодно на всесоюзных художественных выставках в Москве с 1949 по 1962 г.

Работы Петра Ивановича интересно разглядывать - они легко переносят зрителя в эпоху прошлого, заставляют внимательно посмотреть и задуматься над тем, как жили наши отцы и деды в первые послевоенные годы. Прочувствовать их радости и заботы.
Скончался Пётр Иванович в 1995 году.

Работы художника хранятся в Государственная Третьяковская галерея , Русский музей , Государственном Историческом музее, Чувашском государственном художественном музее, Костромском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Луганском художественном музее других.

Вашему вниманию представлена две работы, созданные Петром Ванеевым после творческой поездки в города Донецк и Мариуполь в 1950 годы.

 

Ванеев Петр Иванович «В Донбассе» 1950 г., бумага, цветная линогравюра, 29,6 х 69,9

В работе «В Донбассе», выполненной в технике линогравюры, изображен Сталинский металлургический завод в вечернее время суток, на фоне величавых терриконов, которые как исполины защищают предприятие. По дымящимся трубам, можно сказать о работе завода в полную мощь, а это означает, что после полного его разрушения во время отступления немцев в сентябре 1943 годы, уже через 7 лет производство продукции на заводе превысило довоенный уровень. Из исторических справок мы знаем, что: «В 1950 годы на заводе впервые в мировой практике была разработана и внедрена система испарительного охлаждения элементов мартеновских печей, в будущем успешно используемая для охлаждения горячих деталей как в мартеновском, так и в доменном, и в прокатном производствах. За внедрение данной инновации директор завода К.В. Баранов и начальник мартеновского цеха П.Г. Глазков были удостоены звания Лауреатов Государственной премии СССР.

Ванеев Петр Иванович «Доменная симфония. Азовсталь» 1950 г., бумага, цветная линогравюра, 29,6 х 69,9

На графической работе «Доменная симфония. Азовсталь» нам представлен еще один металлургический гигант, построенный в Донбассе на берегу Азовского моря в городе Мариуполь. Даже на этой небольшой по формату работе мы видим грандиозный завод, площадь которого 11 км2. Так же, как и многие заводы в Донбассе «Азовсталь» был разрушен немцами и большими темпами восстанавливался с осени 1943 года.  В 1949 году были введены в эксплуатацию две домны и аглофабрика, в 1950 году — ещё две домны. Это событие и запечатлел Петр Ванеев, согласно указанной дате на листе.

Обе вышеуказанные линогравюры были приобретены у автора Государственным историческим музеем в 1977 году.

Выражаем благодарность директору Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей» Алексею Константиновичу Левыкину и всему коллективу музея за сотрудничество и содействие в подготовке материала.  Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.

#картины_о_донбассе #museum_artdonbass #музей_артдонбасс #россия_донбасс   #ГИМ