В выпуске № 29 авторского проекта Екатерины Калиниченко «КАРТИНЫ О ДОНБАССЕ. Из коллекций российских музеев» представляем вашему вниманию 2 графические работы с изображением завода «Азовсталь» авторов Самуила Линдина и Александра Могилевского из собрания Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля».
ЛИНДИН Самуил Иосифович (1915 – 1994 гг.) График. Член Союза художников СССР.
Родился в Витебске, профессию приобрел в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. Линдин С. И. начинал как пейзажист, любил поездки в старые города, писал памятники зодчества. Он работал в разных уголках страны: Карелия, Диксон, старый Крым, Астрахань, Вологда и т.д. Особенно плодотворными оказались его поездки по Средней Азии - Узбекистану и Таджикистану. Акварели, созданные по их мотивам, раскрыли ранее скрытые возможности художника.
С 1955 года, на протяжении 18 лет, он возглавлял Дом творчества художников "Сенеж-озеро". Именно там, на Сенеже, он успешно совмещал административную работу с творческой - как искусствовед и живописец.Умер художник в феврале 1994 года.
Линдин Самуил «Азовсталь» 1972 г., бумага акварель, 66,2 х75,8
Изучая биографию художника нам стало известно, что художник несколько раз, а именно в 1972, 1978, 1981 годах приезжал в город Жданов (ныне Мариуполь) и был на заводе «Азовсталь». По итогам творческих поездок появились графические листы и живописные полотна («Металл идет», «Азовсталь»). Вашему вниманию представлено полотно, созданное в 1972 году. Завод «Азовсталь» впечатляет как своей площадью, так и грандиозными строениями: трубами, печами, перекрытиями, которые художники ярко и мощно передают в работах.
МОГИЛЕВСКИЙ Александр Павлович (1885, г. Мариуполь -1980, г. Москва) - русский и советский художник-график, акварелист, литограф, экслибрисист, книжный иллюстратор.
Учился в гимназии, где очень интересовался рисованием. После окончании гимназии уехал в Мюнхен и в 1905 году приступил к обучению в частной академии Шимона Холлоши, которую окончил в 1912 году. В это время вместе с ним у Холлоши обучались Фаворский Владимир Андреевич, Истомин Константин Николаевич и другие русские студенты.
В Мюнхене Могилевский А.П. познакомился с Кандинским В.В. и его соратниками и вступил в «Новое Мюнхенское художественное объединение».
Вернувшись уже в РСФСР общался с авангардистами и весной 1913 года тремя работами принял участие в петербургской выставке . Ещё две картины Могилевского экспонировались на следующей выставке «Бубнового валета» в Москве в феврале-марте 1914 года.
В конце 1920-х - начале 1930-х годов Могилевский был главным художником и членом художественного совета по книгам для детей Государственного издательства. В 1926-1929 годах Александр Павлович был в правлении Ассоциации художников-графиков при Доме печати. В 1930-е годы художник возобновил летние поездки в родной Мариуполь. Результатом этих поездок стали акварельные пейзажи города и Азовского моря, а так же автолитографии.
Александр Павлович Могилевский скончался в 1980 году в Москве.
В работе «Вил на Азовсталь» мы видим первые постройки грандиозного завода, стройка которого началась в 1933 году, а так же уже исторический вид города - выход к Азовскому морю и строящийся порт. На переднем плане маленькие домики-мазанки, расположенные на невысоких холмах, железнодорожное полотно, по которому движутся вагоны с углем или рудой. То, что завод работает подтверждают клубы дыма, взмывающие высоко в небо. Эта работа – настоящий исторический факт строительства одного из самых больших заводов молодого советского государства, выполненная художником – уроженцем Мариуполя.
Могилевский Александр «Вид на Азовсталь» 1936 г., бумага акварель, 41,7 х 55
Выражаем благодарность директору Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля» Баку Дмитрию Петровичу, заместителю директора по экспозиционно-выставочной деятельности Папановой Наталье Васильевне и всему коллективу музея за сотрудничество и содействие в подготовке материала. Представленные работы еще больше раскрывают силу притяжения Донбасса.
#картины_о_донбассе #museum_artdonbass #музей_артдонбасс #россия_донбасс #ГМИРЛИ_имени_Даля