В Год Защитника Отечества, объявленный Президентом России Владимиром Путиным в ознаменование 80-летия Великой Победы, художественный музей "Арт-Донбасс" представляет новый проект: "Художественное наследие Победы: Картина недели".
Еженедельно мы будем демонстрировать произведения из нашей коллекции, посвященные героизму защитников Отечества — как на фронте, так и в тылу.
Народный художник Украины Владимир Степанович Шендель в автолитографии «Дар фронту» (1973) обращается к теме Великой Отечественной войны, но не изображает непосредственно боевые действия. Вместо этого художник фокусируется на моменте передачи военной техники от тыла на фронт, подчеркивая связь между гражданским населением и армией.
Композиция произведения построена на контрасте двух основных групп: группа солдат в военной форме, стоящих у танков, и группа гражданских лиц, передающих им что-то (вероятно, пожертвования или подарки). Эта противопоставленность подчеркивает взаимодействие между армией и народом. Расположение фигур не симметрично, а скорее динамично, создавая ощущение движения и передачи. Тональность изображения преимущественно серо-голубая, что создает атмосферу зимнего пейзажа, холодности и некоторой суровости. Использование автолитографии как техники позволяет Владимиру Шенделю добиться эффекта мягкости и одновременно выразительности в изображении снега, деревьев и лиц людей.
Бросается в глаза то, как художник мастерски передает выражения лиц людей. Солдаты изображены сдержанными, сосредоточенными, в то время как гражданские лица демонстрируют эмоции — тревогу, надежду, сочувствие. Их лица не идеализированы, а показаны просто и человечно. Танки, являясь символом военной мощи, одновременно являются и объектом передачи, что подчёркивает идею народного вклада в победу. Надпись «Тамбовский-колхозный» на одном из танков указывает на конкретный источник пожертвования, усиливая реалистичность и документальность сцены.
Владимир Степанович использует средства художественной выразительности, чтобы передать человечность и значимость этого события, подчеркивая героизм не только солдат, но и всех, кто поддерживал их в тылу. Произведение отличается не только художественной ценностью, но и значимостью как исторический и патриотический документ.
Эта неделя посвящена работе Олега Коменданта «1941 год. Ополчение. Ленинград» (1986) из серии «Вехи истории». На литографии запечатлены драматические моменты формирования ленинградского ополчения в самом начале Великой Отечественной войны. Сильные лица ополченцев, их решимость отражены в динамичной композиции. Выбор изображения именно ополченца, а не профессионального солдата, акцентирует внимание на народном характере сопротивления в годы Великой Отечественной войны. Молодой человек, изображенный на переднем плане, выступает как символ всей страны, поднимающейся на защиту Родины.
Литография «1941 год. Ополчение. Ленинград» представляет собой значимое произведение, запечатлевшее дух времени и мужество ленинградцев в годы блокады. Сочетая элементы социалистического реализма с личной манерой письма, Олег Комендант создал эмоционально сильную и выразительную работу, передающую трагическую атмосферу и героический характер события. Работа является важным документом эпохи, передающим не только исторический факт, но и эмоциональное переживание.