Французская гравюра 17-19 столетий из собрания Донецкого областного художественного музея
 
На выставке из собрания Донецкого областного художественного музея представлены лучшие произведения французской печатной графики 17-19 столетий.
Французская энциклопедия дает блестящее определение печатного дела, назвав его «искусством, хранящим все искусства». Это целиком справедливо для французской гравюры 17-18 столетий, в которой гравер выступает в качестве интерпретатора и репродукциониста картин старых мастеров и своих современников.
 
Творчество Антуана Массона представлено на выставке «Портретом Гийома де Бризасье» (с живописного оригинала Николя Миньяра), секретаря королевы Анны Австрийской. Не менее знаменитым был Пьер Древе, имевший звание гравера короля, выполнивший с живописных оригиналов Никола де Ларжильера портреты французского пейзажиста Жан-Батиста Форе и Мари Ламбер – жены президента счетной палаты Николя Ламбера.
В 18 столетии репродукционная гравюра получила новый импульс благодаря появлению новых техник. На выставку отобраны гравюры известных французских мастеров Жана-Жозефа Балешу, Жака-Филиппа Леба, Николя Дюпюи, Шарля Кошена, Франсуа Шеро, демонстрирующих как тематическое разнообразие гравюры, так и ее новые выразительные возможности благодаря комбинации в одном листе резцовой и офортной техники, что наделяло гравюры живописностью и тонкой нюансировкой. Таковы листы «Вид Неаполя» и «Вид на галеры в Неаполе», исполненные Жаком-Филиппом Леба с живописных пейзажей знаменитого Карла-Жозефа Верне. 
Лирической трактовкой образа героини, утонченным изяществом внимание зрителя, несомненно, привлечет гравюра Жана-Жозефа Балешу «Святая Женевьева – покровительница Парижа» (с живописного оригинала Шарля-Андре ван Лоо).
Печатная графика 19 столетия представлена, главным образом, литографией. Печать на камне, простая в исполнении, давала возможность быстрого и технически простого получения большого числа оттисков. Появившись вначале как репродукционная техника, литография быстро обрела самостоятельное значение и популярность, давая возможность легко передавать на бумаге различные живописные эффекты.
Оригинальная литография І-й пол. 19 столетия представлена здесь работами французских мастеров, которые входят в круг основоположников европейской литографии – Виктора Венсана Адама, Никола Туссена Шарле, Жана Арну. В их творчестве литография оказалась и тематически, и стилистически созвучной времени (увлечение Востоком, образы солдат-героев армии Наполеона, события французской революции 1848 г.). В этой группе листов представлены литографии корифея французской реалистической графики Поля Гаварни. Он является одним из создателей бытового, комедийного жанра в графическом искусстве. Сильные стороны его ироничного и повествовательного дара раскрылись в сюитах, отражающих многоликий образ простых обитателей Парижа. 
Книжная графика этого времени представлена изящными иллюстрациями Клода Ренье и Жозефа Беттаннье к известному роману Эжена Сю «Парижские тайны».
 
Никола Габриель Дюпюи, "Ангел-хранитель"
 
Жак Леба, "Вид на галеры в Неаполе"
 
Жан Арну, "Народ сжигает трон"
 
Жан-Пьер-Мари Жозе "Ловля коней в России"
 
Жак Леба, "Вид Неаполя"
 
Жан-Жозеф Балешу "Святая Женевьева - покровительница Парижа"
 
Поль Гаварни "Маленькие кусаюся"
 
Виктор-Венсан Адам "Танжер. Марокканский жеребец"
 
 
 

Французская гравюра 17-19 столетий

День независимости Франции в Донецке!

Французская гравюра 17-19 столетий из собрания Донецкого областного художественного музея

Выставки Донецка: от старинной гравюры до молодежного искусства